Поздняков Василий, психолог, Москва (psyteaman) wrote,
Поздняков Василий, психолог, Москва
psyteaman

Для чего нужны разные культуры (цивилизации)?

...И, тем не менее, существуют культуры, в которых человеческой сексуальности придается огромное значение и всячески утверждается ее ценность. Например, в Индии существует древнее эзотерическое учение – тантризм. В течение нескольких тысяч лет тантризм был единственной культурной традицией, которая всегда и полностью принимала секс.


Согласно идеям тантризма, человек живет в круге тела, – чистого и святого, служащего освобождению духовной энергии. Не следует бороться с телом, ибо это означает борьбу с самим собой – его следует познать и использовать для перенесения себя в другие измерения. Тело и секс здесь трактуют как путь, движение, а не цель. Они являются наиболее глубокой формой диалога между “Я” и природой. Проповедники тантризма убеждены, что истину необходимо искать не вне себя, а в собственном теле, только так сексуальные отношения приведут к духовным преобразованиям.

Это древнее эзотерическое учение представляет для нас определенную ценность и дает обильную пищу для размышлений. Во-первых, поражает обилие анатомических, физиологических названий сексуальной символики. Они гораздо богаче и возвышеннее наших определений, и тонко передают красоту и ценность тела и секса, в то время как наши пропитаны медицинской терминологией и отличаются академизмом. Во-вторых, высокая оценка секса объясняется стремлением к самосовершенствованию человека, его воссоединению с природой, со всей Вселенной. Отсюда поиски гармонии секса с личностью, рассмотрение партнерских уз в космической перспективе.

Наши же культурные традиции скорее ориентированы на борьбу с телом и сексом. Секс рассматривается как цель в себе, которая не связана с общим состоянием духа, с высшим выражением творчества и духовным преобразованием. Отсюда большое распространение сексуальных расстройств, которые у сторонников тантризма являются редкостью.

Таким образом, можно предположить, что началом пути к очеловеченному сексу, может быть изменение отношения к человеческому тела как таковому, и к своему собственному, в частности. Это значит, что его необходимо изучать, совершенствовать, снимать агрессию направленную на него и устанавливать с ним мирные отношения.

Итак, можно представить, что тело и его чувствительность, по сути, является переходной сферой между душой и внешним миром. Поэтому, наверное, стоит отправиться в путешествие по собственному телу. Здесь имеется в виду некий временный регресс-возвращение к тому периоду, когда процесс знакомства со своим телом был блокирован взрослыми, в результате чего процесс физической идентификации не завершился, а тело как объект изучения и уважения попало под запрет.

Изучение своего тела и его реакций, формирование своего сексуального образа, его целостное и позитивное принятие, становится основой для понимания и принятия своего партнера. Выстраивается своеобразная цепочка: мое тело + моя личность → тело другого + личность другого. То есть, понимание и принятие своего тела пробрасывает мостик к пониманию и принятию своей личности, а затем, по механизму аналогии, собственная целостность и ценность присваивается другому.

Если говорить о начале межполового (сексуального) сближения, то стоит заметить, что оно не так просто, как может иногда показаться. Ведь человеческое тело голо и уязвимо, в своей мягкости оно открыто любому нападению. То, чего человек с трудом и различными ухищрениями не допускает до себя на близком расстоянии, может настичь его издали. И он защищается от возможной агрессии: старается не углубляться в чувства, подавляет свою сексуальность. Он зажат, скован, недоверчив, поверхностен. Главная цель всех предохранительных мер – это достижение неуязвимости. Поэтому важно создать атмосферу безопасности в любовных отношениях. Существует особый класс высоко контекстуальных коммуникативных сообщений – способы ведения диалога, система “прямых” и “непрямых” взглядов, прикосновений. Слова могут что-то внести какую-то ясность при сближении, но жизненность и глубина чувства общения все-таки выражается непосредственным чувственным опытом.

Каждый из нас обладает специфической потребностью организовывать пространство вокруг себя, соблюдать определенную дистанцию по отношению к другому. При сексуальном сближении это пространство как бы исчезает, установка на соблюдение дистанции рушится и наступает необходимость воссоединения, требующего доверия и безопасности. Неудивительно, что формы интимных отношений говорят об уровне безопасности, доверия и психологической связи между партнерами. Например, прикосновение может быть наполнено различным содержанием. Вначале оно может быть асексуальным (например, прикосновение к голове), затем вносить элемент нежности, эротизма и т.д. Каким бы оно ни было, главное в нем – установка на неагрессивность, постепенное расширение сферы безопасности.

Позволить себе, расковать себя – вот в чем сложность.

Сексуальный контакт требует от партнеров сосредоточенности. Наш субъективный сексуальный опыт в значительной степени зависит от того, на чем сосредоточено сознание. Можно сознавать только свой внутренний опыт, или преимущественно опыт внешний, а можно их смесь – в разные моменты полезны разные фокусировки сознания. Но важно, чтобы внутренний и внешний опыт являли собой соответствие именно в момент сексуального контакта, так как это соответствие актуализирует сексуальные переживания в “здесь и сейчас”.

Т. В. Власова. Из докладов научных конференций психологического факультета ДВГМА
Tags: мужчины и женщины
Subscribe
promo maxim_nm 14:00
Buy for 40 tokens
Так, друзья, сегодня будет рекламный пост на одну интересную тему — сейчас разыгрывается джек-пот в целых €114 миллионов в известной испанской лотерее Евромиллионы. До начала розыгрыша совсем немного времени (он состоится в эту пятницу, 15 ноября) , так что если вы азартный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments