Их детям придется каяться за своих отцов
Путин, патриарх Кирилл, высокопоставленные чиновники, олигархи и многие другие, вашим родственникам будет стыдно за вас.
Когда-то давно в Америке рабство считалось нормальным. И рабы молили небеса за тех хозяев, которые были добры к ним, не наказывали слишком уж жестоко и которые хотя бы иногда считали их за людей.
Белые люди, даже самые гуманные из них, смотрели на рабов с сочувствием и горько вздыхали:
- Так уж устроен мир.
- Таков уж Богом установленный порядок, ничего не поделаешь.
- У кого-то есть все, а к кому-то судьба не столь благосклонна. Так распорядилась судьба.
- Наш мир несовершенен и кому-то, к сожалению, приходится тяжелее.
- Среди рабов много ужасных людей. А среди рабовладельцев немало просветителей, ученых и приносящих однозначную пользу государственных деятелей.
А впоследствии оказалось, что мир вполне себе может существовать без рабства. Этот процесс изживания рабства длился веками, сопровождался войнами, злостью и несправедливостью.
Переживать и стыдиться своих предков в равной степени придется и потомкам нынешних олигархов-патриотов, и потомкам сочувствующих оппозиции олигархов.
Стыдиться придется так же, как нынче стыдятся потомки тех, чьи памятники сносят в США. А ведь совсем недавно ничто, казалось бы, не предвещало и казались весьма достойными людьми те, чьи памятники ныне сносит возмущенная толпа. В свое время они справедливо считались далеко не самыми худшими людьми той эпохи. Снос памятников — это звоночек тем людям, которые ныне спокойно еще живут по уже устаревающим понятиям прошлого.
В далеком будущем тоже произойдет переоценка, и не одна. В то далекое время будет не столь важно, за кого ты был в наши дни. А важно будет то, что ты (олигарх) считал нормальным тратить сотни тысяч баксов на подарки многочисленным эскортницам и качественный отдых, в то время как твои «братья и сестры» думали о том, что завтра бы им покушать и как дожить до следующей зарплаты в один МРОТ.
Такое положение дел будет когда-нибудь казаться диким варварством людям следующих поколений. И они удивятся: «Ну как же они так могли?» Почему они не замечали такой явной несправедливости и списывали ужасные нравы общества на Богом установленный порядок и далее по списку, который был в начале поста.
Любой человек, у которого совесть еще осталась, понимает, что есть нечто неправильное в том положении вещей, когда одни члены общества давятся от роскоши, а другие не могут свести концы с концами. Какие уж тут «братья и сестры»?
Что с этим делать? Наверное, когда-нибудь придумают люди. Я не политик, я всего лишь психолог. Я занимаюсь глубинами психики и, в частности, вижу, что называть несправедливость несправедливостью — является признаком психологического здоровья и нормального контакта с самим собой и совестью.