Поздняков Василий, психолог, Москва (psyteaman) wrote,
Поздняков Василий, психолог, Москва
psyteaman

Музыка оказывает на некоторых людей такое воздействие, что его можно сравнить с сексом

Так как мне близка и понятна данная тема, то приведу несколько цитат не из моей статьи. Иногда можно и копипастить, если это того заслуживает:
По ее спине пробежал холодок озноба, она почувствовала дрожь в животе, сердце бешено колотилось – музыкальные аккорды... Не обязательно быть музыкантом, чтобы ваши чувства наэлектризовались под воздействием музыкального произведения. Это может произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно – в соборе, в торговом центре, на свадьбе или в метро.
Вам могут быть знакомы эти физические ощущения, когда вас то бросает в холод, то вы вдруг чувствуете покалывание, однако некоторые люди испытывают эти чувства настолько остро, что называют их кожным оргазмом. Эстетическое переживание может быть таким интенсивным, что вы уже не способны ни на что другое.

Опрос, проведенный в 1991 году среди профессиональных музыкантов и не музыкантов, показал, например, что почти половина респондентов испытывала дрожь, покраснение кожи, выделение пота и сексуальное возбуждение в качестве ответной реакции на любимые произведения.
Столь разнообразные и сильные переживания могут, вероятно, объяснить происхождение "кожного оргазма", ведь и в самом деле многие культуры открыто признают сходство этих явлений. Суфии в Северной Индии и Пакистане издавна вели речь об эротической составляющей глубокого погружения в музыку.

Отталкиваясь от свидетельств респондентов, исследователи смогли четко выделить те черты, которые с наибольшей степенью вероятности могут вызывать различные ощущения, сопутствующие музыкальному трепету.

Эти внезапные изменения в гармоническом ладе, динамические скачки (от тихого к громкому), мелодические апподжиатуры (то есть диссонирующие ноты, как в песне Адель Someone Like You), судя по всему, обладают особой силой воздействия. Музыкальный трепет выявляет психологические изменения, заключенные в определенном фрагменте музыки.

В тех случаях, когда композиторам удается удачно балансировать на грани между знакомым и неизвестным, играть на ожиданиях слушателя, используя непредсказуемые краски (такие, как те же апподжиатуры или смены гармонических интервалов), они попадают в ту точку удовольствия, которая приятно возбуждает кору мозга, а это, в свою очередь, порождает трепет наслаждения.

Обманутые ожидания, например, раздражают (хотя и деликатно) автоматическую (вегетативную) нервную систему. Это вызывает сердцебиение, задержки дыхания, прилив крови к кожным покровам, что и сигнализирует о начале приступа трепета наслаждения.

Более того, предчувствие, обман и реализация наших ожиданий приводят к высвобождению дофамина, гормона, вызывающего чувство удовольствия или удовлетворения.

Выделение дофамина происходит незадолго до возникновения трепета и сразу после него. Такие реакции наблюдаются у людей, когда они принимают наркотики или занимаются сексом. Вероятно, этим можно объяснить, почему песни, вызывающие трепет, так привязчивы.

В довершение всего, любимое музыкальное произведение вызовет у нас чувство сопереживания, когда мы попробуем вообразить себе, что чувствовал композитор или певец. Оно разбудит наши воспоминания, если песня связана с важными событиями нашей жизни. В результате всякий раз, когда мы слышим такое произведение, образуется пьянящий эмоциональный коктейль.

Понимание этих механизмов представляется особенно интересным, когда пытаешься разобраться в эволюции музыки. Некоторые эксперты, в частности, Стивен Пинкер, специалист в области когнитивистики (науки о мышлении и познании), полагают, что музыка – это всего лишь довесок к системе средств познания, таких, например, как способность к распознанию образов, которые эволюционировали для выполнения других, более важных функций. По его словам, это – не более чем "слуховое лакомство". "Смысл этой идеи в том, что музыка – это всего лишь некая вкусность, лишенная питательных свойств".

В этом смысле кожный оргазм можно отнести к той же категории, что и кайф от кокаина, мастурбации и порнографии, когда действия, доставляющие удовольствие, просто перехватывают реакцию мозга на самые примитивные человеческие потребности.

Далеко не все готовы подписаться под идеями Пинкера. Многие полагают, что музыка - это "трансформирующий инструмент", который способствовал развитию человеческого мышления и совершенствованию общества. В таком случае музыкальный трепет может служить нам наградой за такое самовыражение - как личное, так и общественное.

Не исключено, что в этом заключается невралгическая составляющая социальной значимости музыки. Другие исследования показали, что совместное исполнение музыки и танцев вырабатывает в членах такой группы альтруизм и сплоченность. Установлено также, что музыка, взывающая озноб, особенно благоприятно влияет на выработку альтруистических наклонностей у людей, которые участвовали в подобных опытах.

Быть может, именно выброс эндорфина, гормона радости, во время кожного оргазма способствует развитию всеобщей доброжелательности. Наверное, мы так никогда и не узнаем, как возникла музыка. Но даже если музыка – это всего лишь разновидность лакомства для ваших ушей, она остается легальным кайфом, без которого не мыслима современная жизнь.
Tags: интересное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Реальность - намного более удивительна, чем самые изощренные фантазии игроделов и режиссеров. Наверное, потому, что если вторые все же придумывают и ты в глубине души понимаешь - это выдумки! Зато, когда что-то происходит в реальности и совсем не сходится с тем, что должно было бы происходить -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments